Установка газобаллонного оборудования (ГБО) — серьезное вмешательство в конструкцию автомобиля. Однако многие автовладельцы решаются на такой шаг, не боясь даже потерять гарантию. Ведь каждый пройденный на газе километр обходится в среднем на треть дешевле, чем на бензине. Мы выслушали мнения экспертов, работников автосервисов, пользователей, провели собственные испытания и сделали выводы. Итак, преимущества и недостатки заправки автомобиля газом.

Большой плюс

Газ — наиболее реальная альтернатива бензину и дизелю. Речь в первую очередь о сжиженный пропан-бутан. К сожалению, сжатый природный газ, метан, не очень популярен, в первую очередь из-за неразвитой инфраструктуры заправок. Зато установок со сжиженным газом хватает — можно безбоязненно пускаться в дальние путешествия.

Основная причина перехода на газ — финансовая выгода. В прошлые годы от масштабов экономии дух захватывали комплекты газобаллонного оборудования для примитивных карбюраторных моторов, которые были недорогими, а пропан-бутан стоил в три раза меньше, чем бензин. Сейчас ситуация другая. Для подключения газовой системы питания в современный двигатель необходим совсем другой уровень компонентов и квалификации установщиков. Вместе с новыми требованиями к безопасности баллонов это привело к значительному подорожанию комплектов.

Два литра пропан-бутана по цене литра бензина купить по-прежнему можно, но для А92 эта граница фактически пройдена. Сейчас цена газа составляет около 50% стоимости литра 95-го. Кроме того, аппетит мотора на новом топливе увеличится примерно на 15%. Так что о двукратном выигрыше в деньгах на каждом километре пробега говорить не приходится.

А теперь о недостатках

Конечно, переход на пропан-бутан не лишен недостатков. Первый из них связан с гарантией на автомобиль. Даже при предъявлении всех необходимых документов от автосервиса (что само по себе большая удача) дилер, скорее всего, откажет в бесплатном ремонте. Появление в автомобиле другой топливной системы, как ни крути, довольно серьезное вмешательство в конструкцию. Поэтому не удивляйтесь, если, например, неисправности двигателя в официальном сервисе вам предложат устранять за свой счет. А судебное разбирательство — дело долгое и с непредсказуемым результатом. Поэтому владельцы свежих авто в большинстве своем выпадают из числа потенциальных посетителей газовых заправок.

Исключение — машины, оборудовании ГБО на самом автозаводе или в компании, сотрудничающей с производителем авто. У нас таких фирм немного, и, как правило, специализируются они на коммерческой технике.

Второй весомый аргумент против — громоздкий баллон. Разместить его без ущерба для практичности невозможно. Он сразу вытеснит с законного места запаску: придется перевести ее в багажник или вовсе оставить в гараже. Обычная цилиндрическая емкость сведет на нет трансформации багажного отсека. Даже владельцам седанов это вряд ли понравится, не говоря уже об универсалах и кроссоверах. Впрочем, все зависит от конкретной модели. Например, владельцам «Логана» первого поколения с не раскладывающимся задними сиденьем терять нечего.

К тому же владельцам внедорожников установщики предлагают множество вариантов размещения баллона: большой цилиндрический — не только вдоль заднего сиденья, но и на боковой стенке, менее объемный — под днищем, а если тороидальные — два на полу. В последнем случае над ними настилают равную фальшпол. Правда, на 250 мм выше штатного уровня. Хотя при таком объеме багажника это небольшая потеря. У владельцев легковушек выбор всего из двух вариантов размещения газовых баллонов. Хотя иногда встречается эксклюзив в виде небольших емкостей вдоль борта или обоих бортов.

Еще один нюанс — доступность заправок. В развитости сети газовые значительно проигрывают бензиновым и дизельным, однако проблем с пропан-бутаном нет ни в крупных городах, ни на трассах. Спланировать дальний маршрут поможет всезнающий Интернет: сразу несколько ресурсов подскажут координаты и адреса АГЗС. Правда, автолюбителю, привыкшему к современным красочным вывескам и избалованному сервисом крупных сетевых бензоколонок, они покажутся, мягко говоря, несовременными и даже неухоженными. Встречаются в Сети нарекания на качество газа. Впрочем, ситуация не хуже, чем с бензином и дизелем.

Несколько мифов о ГБО

Больше всего опасений связано с состоянием двигателя, переведенного на газ. Один из самых частых аргументов — вероятность прогара частей клапанов из-за повышения температуры внутри цилиндра. Квалифицированные монтажники в один голос говорят: правильное и тщательное регулирование оборудования сводит риск к нулю. И пользователей массовых жалоб не слышно. С пропан-бутаном дружат обычные свечи зажигания, но при желании можно заменить их специально заточенными под газовое топливо. Кстати, на газ переводят и современные моторы с наддувом — и ничего, живут.

Среди очевидных плюсов — чистое горение газа, который уменьшает количество отложений в цилиндрах. Правда, это не повод вдвое увеличивать интервалы замены масла и фильтров. Кстати, ГБО тоже требует периодического обслуживания. Раз в 10 000 километров установщики приглашают на замену фильтров. Стоимость во всех стандартная, некоторые конторы делают первое ТО бесплатно.

Взрывоопасность ГБО не более, чем миф. Стенки баллона намного толще, чем у бензобака, и выдерживают значительные нагрузки, как ударные, так и температурные. При утечке газа в современных системах четыре аварийных клапана отреагируют на повышение давления в резервуаре, обрыв топливной магистрали или банальную остановку двигателя — и подача газа прекратится. Кроме того, закачка пропан-бутана прерывается при заполнении баллона на 80%. Этот запас — на случай расширения газа от нагрева. Но, разумеется, халтурная установка или небрежность при эксплуатации способны «перехитрить» все старания инженеров по безопасности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here