Заправка автомобиля газом. Преимущества и недостатки.

Установка газобаллонного оборудования (ГБО) — серьезное вмешательство в конструкцию автомобиля. Однако многие автовладельцы решаются на такой шаг, не боясь даже потерять гарантию. Ведь каждый пройденный на газе километр обходится в среднем на треть дешевле, чем на бензине. Мы выслушали мнения экспертов, работников автосервисов, пользователей, провели собственные испытания и сделали выводы. Итак, преимущества и недостатки заправки автомобиля газом.

Большой плюс

Газ — наиболее реальная альтернатива бензину и дизелю. Речь в первую очередь о сжиженный пропан-бутан. К сожалению, сжатый природный газ, метан, не очень популярен, в первую очередь из-за неразвитой инфраструктуры заправок. Зато установок со сжиженным газом хватает — можно безбоязненно пускаться в дальние путешествия.

Основная причина перехода на газ — финансовая выгода. В прошлые годы от масштабов экономии дух захватывали комплекты газобаллонного оборудования для примитивных карбюраторных моторов, которые были недорогими, а пропан-бутан стоил в три раза меньше, чем бензин. Сейчас ситуация другая. Для подключения газовой системы питания в современный двигатель необходим совсем другой уровень компонентов и квалификации установщиков. Вместе с новыми требованиями к безопасности баллонов это привело к значительному подорожанию комплектов.

Два литра пропан-бутана по цене литра бензина купить по-прежнему можно, но для А92 эта граница фактически пройдена. Сейчас цена газа составляет около 50% стоимости литра 95-го. Кроме того, аппетит мотора на новом топливе увеличится примерно на 15%. Так что о двукратном выигрыше в деньгах на каждом километре пробега говорить не приходится.

А теперь о недостатках

Конечно, переход на пропан-бутан не лишен недостатков. Первый из них связан с гарантией на автомобиль. Даже при предъявлении всех необходимых документов от автосервиса (что само по себе большая удача) дилер, скорее всего, откажет в бесплатном ремонте. Появление в автомобиле другой топливной системы, как ни крути, довольно серьезное вмешательство в конструкцию. Поэтому не удивляйтесь, если, например, неисправности двигателя в официальном сервисе вам предложат устранять за свой счет. А судебное разбирательство — дело долгое и с непредсказуемым результатом. Поэтому владельцы свежих авто в большинстве своем выпадают из числа потенциальных посетителей газовых заправок.

Исключение — машины, оборудовании ГБО на самом автозаводе или в компании, сотрудничающей с производителем авто. У нас таких фирм немного, и, как правило, специализируются они на коммерческой технике.

Второй весомый аргумент против — громоздкий баллон. Разместить его без ущерба для практичности невозможно. Он сразу вытеснит с законного места запаску: придется перевести ее в багажник или вовсе оставить в гараже. Обычная цилиндрическая емкость сведет на нет трансформации багажного отсека. Даже владельцам седанов это вряд ли понравится, не говоря уже об универсалах и кроссоверах. Впрочем, все зависит от конкретной модели. Например, владельцам «Логана» первого поколения с не раскладывающимся задними сиденьем терять нечего.

К тому же владельцам внедорожников установщики предлагают множество вариантов размещения баллона: большой цилиндрический — не только вдоль заднего сиденья, но и на боковой стенке, менее объемный — под днищем, а если тороидальные — два на полу. В последнем случае над ними настилают равную фальшпол. Правда, на 250 мм выше штатного уровня. Хотя при таком объеме багажника это небольшая потеря. У владельцев легковушек выбор всего из двух вариантов размещения газовых баллонов. Хотя иногда встречается эксклюзив в виде небольших емкостей вдоль борта или обоих бортов.

Еще один нюанс — доступность заправок. В развитости сети газовые значительно проигрывают бензиновым и дизельным, однако проблем с пропан-бутаном нет ни в крупных городах, ни на трассах. Спланировать дальний маршрут поможет всезнающий Интернет: сразу несколько ресурсов подскажут координаты и адреса АГЗС. Правда, автолюбителю, привыкшему к современным красочным вывескам и избалованному сервисом крупных сетевых бензоколонок, они покажутся, мягко говоря, несовременными и даже неухоженными. Встречаются в Сети нарекания на качество газа. Впрочем, ситуация не хуже, чем с бензином и дизелем.

Несколько мифов о ГБО

Больше всего опасений связано с состоянием двигателя, переведенного на газ. Один из самых частых аргументов — вероятность прогара частей клапанов из-за повышения температуры внутри цилиндра. Квалифицированные монтажники в один голос говорят: правильное и тщательное регулирование оборудования сводит риск к нулю. И пользователей массовых жалоб не слышно. С пропан-бутаном дружат обычные свечи зажигания, но при желании можно заменить их специально заточенными под газовое топливо. Кстати, на газ переводят и современные моторы с наддувом — и ничего, живут.

Среди очевидных плюсов — чистое горение газа, который уменьшает количество отложений в цилиндрах. Правда, это не повод вдвое увеличивать интервалы замены масла и фильтров. Кстати, ГБО тоже требует периодического обслуживания. Раз в 10 000 километров установщики приглашают на замену фильтров. Стоимость во всех стандартная, некоторые конторы делают первое ТО бесплатно.

Взрывоопасность ГБО не более, чем миф. Стенки баллона намного толще, чем у бензобака, и выдерживают значительные нагрузки, как ударные, так и температурные. При утечке газа в современных системах четыре аварийных клапана отреагируют на повышение давления в резервуаре, обрыв топливной магистрали или банальную остановку двигателя — и подача газа прекратится. Кроме того, закачка пропан-бутана прерывается при заполнении баллона на 80%. Этот запас — на случай расширения газа от нагрева. Но, разумеется, халтурная установка или небрежность при эксплуатации способны «перехитрить» все старания инженеров по безопасности.